Раздел логопеда
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДОУ
Цель организации логопедической группы в ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Основные задачи логопедической группы:
– исправление или ослабление речевых дефектов, способствующих развитию коммуникативных навыков детей;
– активизация познавательной деятельности дошкольников;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
В логопедическую группу зачисляются дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя – логопеда, на основании решения территориальной ПМПК Управления образования Углегорского муниципального района Сахалинской области с согласия родителей (законных представителей).
В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие диагнозы:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- общее недоразвитие речи (ОНР) 2 и 3 уровня;
- фонетическое недоразвитие (ФН).
Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется в зависимости от тяжести речевого дефекта и динамики коррекции речевого нарушения и может составлять 1-2 года.
В логопедические группы дошкольного образовательного учреждения зачисляются дети старшего дошкольного возраста, с пяти лет. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся вне занятий, предусмотренных учебным планом ДОУ, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
Продолжительность группового логопедического занятия (в старшей группе - 20-25 минут; в подготовительной к школе группе – 25-30 минут). Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. Ежедневно во второй половине дня, проводятся индивидуальные коррекционные занятия с детьми по заданию учителя-логопеда.
Выпуск детей из логопедической группы осуществляется после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
Для уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в детскую поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.). Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели и администрация ДОУ.
Основные направления деятельности.
К основным видам деятельности логопедической группы для детей с нарушениями речи относятся:
1. Воспитание и развитие воспитанников в логопедических группах в соответствии с реализуемой в ДОУ общеобразовательной программой. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов программы.
2.Формирование у воспитанников двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки в сочетании с мероприятиями по предупреждению утомляемости.
3. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
4. Формирование произносительных навыков, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
5. На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые, распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой коррекционной задачи;
-обогащение и активизация словаря;
-развитие произвольного внимания и памяти.
6. Формирование определенного круга знаний об окружающем и соответствующего объема словаря, речевых умений и навыков.
7. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
8. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
Права и обязанности учителя-логопеда
Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
Учитель-логопед:
- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи;
- готовит документы для обследования детей в муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения программы обучения;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в ДОУ, установлена в количестве 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).
Расписание работы учителя-логопеда
Дни недели |
Часы работы |
Количество часов |
Понедельник |
с 8. 00 ч. до 12.00 ч. |
4 часа |
Вторник |
с 8. 00 ч. до 12.00 ч. |
4 часа |
Среда |
с 8. 00 ч. до 12.00 ч. |
4 часа |
Четверг |
с 8. 00 ч. до 12.00 ч. |
4 часа |
Пятница |
с 8. 00 ч. до 12.00 ч. |
4 часа |
В МБДОУ № 15 г. Шахтерска функционирует одна логопедическая группа, которую посещают дети с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи в течение двух лет, т. е. старшую и подготовительную к школе группу.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Преодоление данных речевых нарушений достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система коррекционного обучения и воспитания детей в условиях логопедической группы предусматривает единство основных направлений в работе: коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению в школе.
Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь.
Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов. Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется следующее:
- Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменение слов и их сочетаний в предложении;
- Воспитание у детей умения правильно составлять простые предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- Развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- Развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- Развитие произвольного внимания и памяти.
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Мелкая моторика – точные движения пальцев рук. Дети учатся выполнять точные движения пальцами, изображать, имитировать с помощью пальцев различные движения. Попутно отрабатывалось умение различать правую и левую руки.
В работе большое внимание уделяется логоритмике, поэтому во все речевые занятия вводится ритмизованную речь. Такой вид упражнений используется для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции. Интересна и разнообразна работа со скороговорками, в которой наряду с правилами речи отрабатывается и речевой ритм.
Дети практически усваивают термины: слог, предложение, согласные звуки, гласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.
Наряду с закреплением всех полученных навыков происходит знакомство с буквами, дети учатся объединять буквы в слоги и слова, охватывать одновременно две буквы, а затем – три и более. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное слово, а позднее – предложение. Для чтения используются буквы разрезной азбуки (настенная касса букв), индивидуальные кассы букв, плакаты с предложениями и небольшими текстами, букварь.
Так как обучение чтению тесно связано с обучением письму, дети печатают и складывают из букв (после устного анализа) слова, предложения, затем читают их. Позднее данные задания дети выполняют самостоятельно.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов, например: каша – кашка – кошка – мошка – мышка – пышка и т. д. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
Нельзя не отметить большое значение домашних заданий, которые задаются детям на протяжении всего периода коррекционной работы. Для этого заводятся тетради, в которых дети под руководством взрослых выполняют заданные логопедом различные упражнения. Это могут быть следующие виды работ:
- Самостоятельно провести все виды зарядок (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, элементы массажа);
- Работа над голосом (распевание гласных звуков);
- Упражнения на координацию речи с движениями;
- Выучить и прочитать вслух индивидуально подобранные стихи, загадки;
- Подготовить пересказ короткого рассказа;
- Составить рассказ о каком-либо предмете по примерному плану;
- Составить рассказ по сюжетной картинке;
- Подобрать интересные темы для тренировки спонтанной речи на занятии;
- Поработать над скороговорками, потешками, чистоговорками и т. д.;
- Упражнения для развития ручной моторики («Заштрихуй», «Продолжи рисунок», «Обведи по точкам», раскраски, дорисовки, выкладывание фигурок из палочек и т. п.);
- Упражнения для развития внимания, воображения, памяти и т. п. («Подбери пару», «Найди отличия», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «На что похоже?», «Назови, чего не хватает у предмета» и др.).
Для полноценного протекания речевого акта большое значение имеет достаточная сформированность таких различных внеречевых процессов, как устойчивость внимания и памяти, наблюдательность, гибкость переключения с одного вида деятельности на другой, умение управлять своим мышлением. Поэтому в коррекционной работе непосредственное исправление речи ребенка сочетается с корригированием указанных особенностей. С этой целью используются различные дидактические игры типа «Что лишнее?», «Собери картинку», «Ералаш», «Чего не стало?», «Найди отличия».
На логопедических занятиях используются соответственно возрасту общепринятые в учебном процессе пособия, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи. К ним относятся: наглядные учебные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.
К концу обучения все дети группы овладевают сознательным послоговым чтением, умением читать не только слова, но и простые предложения и тексты. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
Роль родителей в коррекционном процессе
В современном обществе семья играет ведущую роль в воспитании и развитии ребенка. Однако многие родители, будучи согласны с этим утверждением, не всегда отдают себе отчет в возможных психологических и речевых последствиях дефицита родительского общения с детьми.
Ребенок рождается в семье, и с самого раннего детства, и позже он нуждается во внимании и сочувствии со стороны окружающих взрослых, и в первую очередь матери.
Педагогам дошкольных учреждений (логопедам, воспитателям) уже с момента прихода ребенка в детский сад необходимо убеждать родителей) и в первую очередь маму), что именно их роль в речевом развитии ребенка особенно значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Задачи логопеда в этом направлении определяются тем, чтобы:
- Найти пути взаимодействия с родителями;
- Помочь родителям осознать свою роль в проведении целенаправленной и систематической работы по общему и речевому развитию ребенка, расширить их знания и умения;
- Выбрать правильное направление домашнего обучения и воспитания, учитывая своеобразие личности ребенка и его возможности;
- Обучить методам и приемам преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
В дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы логопеда с родителями, которая включает в себя:
- собрания;
- консультации;
- практические занятия для родителей;
- индивидуальные формы работы;
- информационные выставки;
- организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников («речевых праздников»).
Собрания
В течение года проводится несколько родительских собраний (от трех до пяти), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.
Логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей, знакомит с популярной литературой по речевому нарушению.
Большинство родителей, имеющих детей с ФФН, и в первую очередь с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.
Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители относят к возрастным особенностям детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.
Поэтому родителям предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ФФН и ОНР. Также родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.
Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в ходе посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что какие бы позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии переноса их в реальную жизненную ситуацию.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого успеха, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Из бесед с родителями логопед получает достоверные сведения, в результате которых можно сделать определенные выводы и выявить:
- Уровень и профиль образования родителей;
- Общий культурный уровень семьи;
- Состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;
- Психологический климат семьи;
- Уровень материальной обеспеченности;
- Жилищно-бытовые условия.
Изучив социальную характеристику семьи, логопед может сделать вывод о ее эмоциональной атмосфере. По мнению психологов, нет ни одного ребенка, который бы не реагировал на действие эмоциогенных факторов. Влияние данных факторов на психомоторику, психоречевое развитие детей, на формирование эмоционально-волевой сферы, а также умственных способностей логопеду важно знать, если он хочет создать оптимальные условия для нормальной учебной деятельности детей.
Большую роль в достижении положительных результатов в коррекционном воздействии на ребенка играет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами не только педагогического, но и медицинского учреждения (если это будет необходимо) по преодолению имеющихся у ребенка проблем (это можно выявить при анализе анкет и из бесед с родителями).
Определить и оценить уровень готовности родителей к сотрудничеству можно по таким параметрам:
- Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития, понимание необходимости и важности коррекционной работы;
- Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
- Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.
В настоящее время наиболее часто встречаются семьи со средним и низким уровнями мотивации.
Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества со специалистами, при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами педагогов и врачей, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.
Родителям с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки состояния ребенка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с логопедом, воспитателем и другими специалистами, которая проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, в неприятии каких-либо замечаний и предложений.
Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование.
Логопед даёт рекомендации по организации ежедневных заданий дома, по работе с индивидуальной тетрадью, объясняет цель домашних заданий. Родители получают информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.
В конце учебного года проводится собрание по итогам коррекционного обучения, на нём даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.
В подготовке родительского собрания могут принимать участие родители, вносить свои предложения, пожелания.
Консультации
Данная форма работы включает:
- Консультативные посещения родителями различных специалистов, в результате чего определяется уровень развития ребенка на данном этапе, а также прослеживается динамика его психофизического развития и эффективность предложенных ранее рекомендаций;
- Логопедические консультации. Они бывают фронтальные и индивидуальные.
Фронтальные проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч для родителей. Тематика таких консультаций определяется возрастанием объема и усложнением учебного материала, запросами родителей (перед очередной консультацией родители могут предложить вопросы для обсуждения). Примерный перечень тематических консультаций: «Проведение артикуляционной гимнастики», «Значение правильного дыхания и проведение дыхательной гимнастики», «Готовность детей к звуковому анализу», «Постановка и автоматизация отдельных групп звуков», «Обучение детей с ОНР рассказыванию» и т. д. Родители получают также информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.
Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей, в определенный день.
Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка на разных этапах коррекционной работы.
Как показывает практика, наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – лекция на определенную тему и затем практическое занятие. Например, «Роль пальчиковых игр в развитии речи» и практикум по обучению играм по развитию мелкой моторики. Или совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений. Или «Развитие связной речи» и практикум по ролевым играм, при этом родителям предлагается изготовить какую-либо игрушку вместе с ребенком и придумать несколько диалогов, игр. На следующем практикуме родители рассматривают принесённые поделки, делятся опытом в проведении ролевых игр.
Особо можно обговорить с родителями возможность использования различных жизненных ситуаций для общения со всеми ребятами группы с целью активизации речи: задать вопросы, похвалить, поинтересоваться, чья такая хорошая работа и т. п. Необходимо объяснить, что в результате таких бесед у детей просыпается интерес к общению со взрослым человеком, стремление показать себя с лучшей стороны, появляется контроль над собственной речью.
Индивидуальные формы работы
Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет более тесный контакт с родителями. На индивидуальных встречах учителем-логопедом решаются задачи индивидуальной работы с семьёй, при этом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с их ребёнком.
Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными можно считать следующие:
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Индивидуальные практикумы;
- Тетради для домашних заданий;
- Анкетирование.
В индивидуальной беседе в начале года логопед сообщает родителям результаты обследования речи ребенка, характер речевых отклонений и перспективы их исправления.
Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. Происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьёй, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Логопед объясняет, что, если родители устранятся от работы, то нарушится целостность педагогического процесса.
Родителям на индивидуальных беседах предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанность в воспитании ребенка между членами семьи, чтобы способствовать его речевому развитию, даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.
При необходимости к разговору с родителями привлекаются психолог, медработник, воспитатели.
Беседы с родителями могут происходить как в детском саду (в присутствии или отсутствии ребенка), так и за его пределами (посещение детей дома, совместная прогулка после работы).
Логопедом проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. По своему содержанию они схожи с практическими занятиями для группы родителей, но имеют некоторые особенности. Здесь необходимо учитывать состояние родителей в понимании сложности речевого дефекта (необходим дифференцированный подход).
Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Она служит «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполненного задания с ребенком.
Цель домашних заданий – закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Важно отметить, что при составлении домашнего задания должен учитываться принцип ведущей деятельности ребенка – игра, и все задания должны предваряться подробными инструкциями по их выполнению.
Такая форма работы, как анкетирование, проводится с целью выявления представления родителей:
- О степени эмоционального благополучия ребенка в группе, семье и осознании причин возможного неблагополучия;
- Об уровне готовности ребенка к обучению в школе;
- С целью оценить эффективность работы с ребенком дома, работы логопеда с точки зрения родителей.
Информационные выставки
(стенды, родительские уголки)
Необходимая для родителей информация может выноситься в библиотеку, родительский уголок, папку-передвижку и т. п.
Так как работа по расширению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи проходит по тематическим разделам, то родители могут ознакомиться с заданиями и темой, размещенными на стенде и т. п.
Часто одной из причин речевых нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком. Поэтому логопед на своих консультациях, информационных стендах должен давать им объяснения, как нужно разговаривать с ребенком, какие требования предъявлять к его речи.
Особую актуальность имеют консультации для родителей детей раннего возраста: «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста?», анкета для родителей «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребенка», «Утренняя гимнастика в системе помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития», «Речевая азбука для родителей младших дошкольников».
Детские праздники
Речевые утренники, праздники проводятся 1-2 раза в год. В их подготовке, проведении участвуют все специалисты, работающие с детьми, музыкальный руководитель. Такие праздники важны, так как родители могут увидеть результаты труда не только логопеда и воспитателей, но и свои собственные; порадоваться за малыша.
Таким образом, комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть – речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной, ее развитие тормозится.
Описанные выше формы работы с родителями эффективно применяются логопедами в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.